«О ходе реализации Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в части организации лекарственного обеспечения населения через обособленные структурные подразделения медицинских организаций в Омской области»
Омская область занимает 141,1 тыс. кв. км, т.е. 1/15 часть Западной Сибири. Население Омской области составляет около 2014,1 тыс. человек, в том числе в городе Омске проживает 1142,8 тыс. чел. Омск - седьмой по числу жителей город России. В области 6 городов, 21 рабочий посёлок. В сельской местности выделено 32 муниципальных образования Омской области.
По данным статистики в городской местности проживает 69% населения, в сельской - 31%.
Как показывает мониторинг состояния и развития фармацевтического рынка Омской области, за последние 3 года количество аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, остаётся стабильным. По состоянию на 1 мая т.г. в состав аптечных сетей, открытых 180 юридическими лицами, 142 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление розничной торговли лекарственными средствами, входят 952 точки отпуска, из них 33% - аптеки, 67% - аптечные пункты.
Фактическая нагрузка на 1 аптеку - 2115 жителей, при среднероссийском показателе, указанном на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития – 2318 человек, что говорит о достаточной доступности лекарственной помощи для населения Омской области. Однако 634 аптечных организации (аптеки, аптечные пункты) расположены в городе Омске, и только 318, что составляет 33% от общего количества - в районах Омской области. Это объясняется наличием малочисленных сельских поселений, отдалённых от районных центров, закрытием ранее существующих в сёлах «убыточных» аптечных организаций, отсутствием в селах фармацевтических кадров.
Поэтому проблема доступности лекарственной помощи сельскому населению на территорию Омской области до выхода Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», была особенно актуальна. В тоже время, необходимо отметить, что в области существовала отработанная годами практика обеспечения сельского населения лекарственными препаратами через медицинских работников подразделений центральных районных больниц на основании договоров с аптечными организациями, что было наиболее рационально при отсутствии федерального законодательства по данному вопросу.
После выхода Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ещё до официального его вступления в силу, Министерством здравоохранения Омской области был принят план основных организационных мероприятий по реализации положений вышеуказанного закона, в том числе, в части организации розничной торговли лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей (врачебной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Вопрос находился на постоянном контроле в Правительстве Омской области.
В подготовительный период все мероприятия осуществлялись в тесном взаимодействии с главами муниципальных образований Омской области. Были проведены совещания с главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения муниципальных районов Омской области. Определены предполагаемые затраты по каждому муниципальному району, выделены и приведены в соответствующее состояние помещения для хранения и отпуска лекарственных средств как в самих центральных районах больницах, так и в их структурных подразделениях, внесены изменения в штатное расписание (предусмотрены специалисты с фармацевтическим образованием для осуществления закупа лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешённых к реализации через аптечные организации, создания и соблюдения условий хранения лекарственных препаратов, отпуска в структурные подразделения, ценообразования и т.д.).
Руководителями центральных районных больниц были внесение изменения, либо дополнения в Уставы медицинских организаций (включена фармацевтическая деятельность – розничная торговля), приобретено недостающее оборудование для создания необходимых условий для хранения лекарственных препаратов (шкафы, холодильники и др.).
Во всех районах области до 1 сентября 2010 года была пролицензирована розничная торговля лекарственными средствами через аптечные пункты, расположенные непосредственно в центральных районных больницах, что существенно облегчило и ускорило дальнейшую работу как по лицензированию фармацевтической деятельности в части организации розничной торговли через обособленные структурные подразделения, так и непосредственно по организации закупа лекарственных препаратов, обеспечению условий их хранения и доставки.
Кроме того, созданная центральными районными больницами аптечная сеть может стать альтернативной системой по предоставлению услуг по отпуску лекарственных препаратов по рецептам на льготных условиях отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Министерством здравоохранения Омской области 17 августа 2010 года издано распоряжение № 331-р «О реализации лекарственных средств через структурные подразделения медицинских организаций», которым утвержден Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации и Перечень лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Проведённые подготовительные мероприятия позволили уже в ноябре 2010 года, в соответствии с вступившими в силу нормативными правовыми документами: постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2010 года № 903 «О внесении изменений в положение о лицензировании фармацевтической деятельности», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 26 августа 2010 года № 735н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензии на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации», в минимальные сроки медицинским организациям пролицензировать фармацевтическую деятельность в обособленных структурных подразделениях, и организовать розничную торговлю лекарственными средствами через максимальное количество обособленных структурных подразделений медицинских организаций - на 1 декабря 2010 года – 880. Таким образом, право реализации лекарственных средств было дано всем обособленным подразделениям, расположенным в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Не были включены в лицензию участковые больницы, расположенные в селах без аптечных организаций, так как они не обозначены в Законе как обособленные подразделения.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 16-1/10/2-7641 на территории Омской области с 01.09.2010 организована подготовка медицинских работников, работающих в обособленных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, по программе дополнительного профессионального образования «Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность».
За период с 01.10.2010 по 01.05.2011 обучено 789 специалистов, из них 783 специалиста со средним медицинским образованием на базе БОУОО «Центр повышения квалификации медицинских работников» и 6 врачей на базе ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
В трудовых договорах специалистов структурных подразделений центральных районных больниц, ответственных за розничную торговлю лекарственными препаратами, прописаны функции по обеспечению условий хранения и отпуска лекарственных препаратов, формирования оптимального ассортимента с учетом сезонных заболеваний, фактического спроса сельского населения. Оговорены условия доплаты за осуществление данного вида деятельности – от 5% до 8% от суммы реализации.
Поставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в обособленные подразделения медицинских организаций осуществляется согласно договорам, заключенным с оптовыми фармацевтическими компаниями.
В центральных районных больницах («на аптечном складе») установлено программное обеспечение, в котором в ежедневном режиме обновляются прайс-листы крупных оптовых поставщиков, что позволяет закупать лекарственные препараты по наиболее низким ценам. Товар закупается за счёт внебюджетных средств, средств от предпринимательской деятельности. Запас лекарственных препаратов в структурных подразделениях не превышает месячного.
Заявки на закуп медикаментов формируются фельдшерами согласно Перечня лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Министерства здравоохранения, с учётом спроса в конкретном населенном пункте, подаются оптовым поставщикам в электронном виде не реже 2-х раз в неделю. Поставка товара осуществляется в течение одного дня со дня принятия заявки поставщиком. Товар маркируется и поставляется в амбулатории, на фельдшерско-акушерские пункты с сформированными розничными ценами (товарная накладная, протокол согласования цен).
Розничная цена на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства формируется в соответствии с приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 февраля 2010г. № 21/9 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
Обеспечение условий хранения, достаточного ассортимента лекарственных препаратов, правил отпуска лекарственных препаратов осуществляют ответственные специалисты медицинских организаций (провизор, фармацевт) согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 735н.
В настоящее время розничная торговля лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения осуществляется через 873 обособленных подразделения, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
За 5 месяцев 2011 года сумма поставленного в обособленные структурные подразделения товара составила 26,1 млн. рублей. Сумма реализованного товара населению - 22,8 млн. рублей.
Мониторинг финансовой деятельности обособленных подразделений медицинских организаций в части розничной реализации позволил выявить положительную динамику по продажам лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения до апреля 2011 года. С апреля месяца, учитывая спад заболеваемости простудными заболеваниями, в ряде районов Омской области наметилось некоторое снижение покупательского спроса на лекарственные препараты.
Период Отгружено на ФАПы и амбулатории (т. руб.) Реализовано на ФАПах и амбулаториях (т. руб.)
Ноябрь 2010 4155,8 2996,2
Декабрь 2010 5476,4 4328,5
Январь 2011 5024,7 3923
Февраль 2011 6100,6 5012,2
Март 2011 5985,1 5141,1
Апрель 2011 4685,8 4505,9
Май 2011 4345,0 4169,9
Для более объективной оценки доступности лекарственной помощи сельскому населению в разрезе отдельных муниципальных районов был применен такой показатель эффективности как «среднедушевое потребление» лекарственных препаратов в сельской местности (сумма реализованных лекарственных препаратов на 1 сельского жителя). Максимальное среднедушевое потребление лекарственных препаратов, более высокий ассортимент ( свыше 200 наименований), как и ожидалось, отмечается в наиболее отдаленных от районных центров селах ( северные районы), небольшой ассортимент ( в основном для оказания первой медицинской помощи) в населенных пунктах сельских районов, расположенных близко к городу Омску.
Существенно улучшилась доступность и качество организации лекарственного обеспечения сельского населения за счёт реализации лекарственных препаратов через аптечные пункты, открытые непосредственно в центральных районных больницах. Так, если через аптечные пункты центральных районных больниц в 2010 году (с сентября 2010г.) населению реализовано лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на 1, 732 млн. руб., то уже за 5 месяцев 2011 года на 12, 608 млн. руб.
Таким образом, можно отметить, что изменение схемы обеспечения сельского населения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения на территории Омской области для населения прошло безболезненно, более того, доступность лекарственной помощи на селе улучшилась на 60%, так как ранее, по договорам с аптечными организациями розничная торговля лекарственными средствами была организована лишь в 545 сёлах области.
Перед Министерством здравоохранения Омской области совместно с главами муниципальных образований Омской области, главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения стоит задача по дальнейшему повышению качества оказания лекарственной помощи сельскому населению, в том числе:
- по обеспечению достаточного ассортимента лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и других товаров, разрешённых к реализации через аптечные организации, в структурных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, с учётом эпидситуации, сезонности, фактического спроса населения;
- обеспечению надлежащих условий хранения лекарственных препаратов.