— Светлана Васильевна, расскажите, пожалуйста, о том, что входит в Ваши служебные обязанности?
— Моя деятельность заключается в организации контроля качества медицинской стоматологической помощи, надзора за выполнением медико-экономических стандартов, оказанием медицинской помощи. Также я принимаю участие в решении сложных клинико-экспертных вопросов и клинических ситуаций, провожу врачебные конференции по вопросам заболеваемости с разбором наиболее характерных ошибок врачей при проведении экспертизы нетрудоспособности.
Зачастую вопросы по обращениям граждан рассматриваются нами совместно с юридической службой. В основном граждане обращаются по поводу качества оказываемых услуг, культуры обслуживания, организации работы. Также я контролирую ведение медицинской документации и отчетности по курируемым разделам работы.
— Из каких составляющих складывается понятие «качество медицинских услуг»?
— По определению американской медицинской ассоциации, высококачественная помощь должна приводить к улучшению качества и увеличению продолжительности жизни человека. С точки зрения концепции ВОЗ, различают три аспекта качества. В первую очередь, это качество структуры в целом, ее оснащенности и обеспеченности, состояние зданий и помещений, в которых располагается медицинское учреждение.
Применительно к нашей организации, надо сказать, что мы расположены на семи площадках и обслуживаем около 580 тыс. прикрепленного населения. Это практически половина всего населения города Екатеринбурга. Здания постоянно поддерживаются в отличном состоянии.
Второй аспект касается кадрового обеспечения, квалификации кадров, наличия и рационального использования медицинского оборудования, уровня обеспечения лекарственными препаратами.
Наш кадровый состав достаточно молодой. Порядка 86 % коллектива — это работники трудоспособного возраста до 50 лет. Все медицинские работники имеют сертификаты, и 90 % из них аттестованы. Что касается оборудования, то все наши поликлиники на 100 % обеспечены импортными стоматологическими установками. Около 50 % этих установок имеют возраст эксплуатации до 5 лет, то есть парк оборудования практически весь новый.
В частности, в 2010 году нами было приобретено 2 радиовизиографа в детские филиалы, ортопантомограф и 12 новых стоматологических установок.
Третий аспект качества — это организация процесса обследования и лечения, объем лечебных и параклинических мероприятий. Поскольку наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию, то лечебный процесс мы осуществляем на достаточно высоком уровне.
— Каких результатов Вам удалось достичь за годы своей работы?
— С 2009 года значительно снизилось количество обращений граждан по вопросам качества. Можно назвать это основным из наших достижений. В целом это связано с общим улучшением работы учреждения.
— Какие вопросы на сегодняшний день требуют безотлагательного решения?
— В настоящее время очень не хватает стандартов стоматологического лечения, которые были бы приняты на федеральном уровне. Хотя в мировой практике подобная стандартизация существует уже более 30 лет, благодаря международной организации стандартов ISO. В нашей стране работа по выработке стандартов на федеральном уровне проводится, но единых стандартов до сих пор нет. А между тем, когда дело касается судебных разбирательств, отсутствие стандартов не дает возможности в полной мере доказать, что тот или иной врач поступил правильно.
На мой взгляд, российские стандарты должны быть в первую очередь прогрессивными, способствующими скорейшему внедрению в практику новых научно проверенных технологий. Необходима определенная мультивариантность в лечении заболеваний. Когда речь идет о платном лечении, нужно обязательно регламентировать стоимость лечения и дифференцировать ее для разных групп населения. Должны быть сформированы протоколы лечения с указанием используемых методик, материалов и инструментов. Также в этих стандартах должны быть отражены конкретные ожидаемые исходы лечения.
Российские стандарты должны быть в первую очередь прогрессивными, способствующими скорейшему внедрению в практику новых научно проверенных технологий
В Свердловской области существуют областные стандарты лечения для бесплатного приема. Однако что касается платного, то каждый врач и каждое лечебное учреждение устанавливают свои собственные порядки. В данном случае совершенно невозможно дать адекватную оценку деятельности врача, поскольку ее, как это ни звучит банально, не с чем сравнить.
— Какие новые направления деятельности в стоматологии получают распространение в настоящее время?
— Наиболее актуальным на сегодня представляется развитие междисциплинарной стоматологии. Это одна из молодых сфер науки. В ее основе лежит не только восстановление пораженных или отсутствующих зубов, но и тщательное диагностирование причин распространения заболевания. При этом лечение пациента производится по единому и согласованному несколькими врачами-стоматологами плану лечения.
В настоящее время уже налажен контакт между врачами хирургами и ортопедами, ведутся консультации по вопросам импланталогии и дальнейшего протезирования. Хирург и ортопед рука об руку ведут пациента, начиная с момента его обследования, диагностики, хирургического лечения и вплоть до протезирования.
К сожалению, существуют некоторые недоработки на этапе взаимодействия между терапевтами и ортопедами. Ведь любому протезированию всегда предшествует терапевтическая подготовка. И если взаимодействия не хватает, пациенты могут быть недовольны результатом их совместной работы. Для наилучшей организации работы в этом направлении заместитель директора АНО «Объединение «Стоматология» по ортопедической работе Дмитрий Леонидович Троицкий прошел в Москве курс обучения междисциплинарному общению терапевтов и ортопедов и на базе нашего объединения будет организован курс для сотрудников по обучению этому взаимодействию.
Еще одно из интересных направлений в развитии терапевтической стоматологии — новая стратегия в лечении кариеса. В основе ее лежит концепция инфильтрации кариозного процесса. Подобное инновационное лечение кариеса способно остановить заболевание еще на ранних стадиях, без препарирования и потери здоровых тканей зуба. Это безболезненно и позволяет получить результат за одно посещение.
В основе методики — нанесение на зуб специальных растворов, которые как будто запечатывают пораженные кариесом ткани, и заболевание на этом участке в дальнейшем больше не развивается. Особенно это актуально для пациентов, прошедших ортодонтическое лечение, в частности после снятия брекетов, когда на зубах многократно присутствует кариес в форме пятна.
Мы познакомились с этой методикой в 2010 году. В настоящее время в нашем распоряжении есть все необходимые материалы, подготовлены специалисты и вскоре новая технология будет внедрена в практику массового лечения.
— Какие планы у АНО «Объединение «Стоматология» сформированы на ближайшее будущее?
— В ближайшее время будет внедрена система медицинской интегрированной регистратуры (система МИР). Она даст пациентам возможность записываться на прием тремя способами: очное обращение в регистратуру, через call-центр (по городу будет единый телефон, по которому можно будет записаться к врачу) и через Интернет. Это должно значительно упростить для пациентов запись на прием, а медицинская помощь станет более доступной. Надо сказать, что АНО «Объединение «Стоматология» уже подготовлено к этому шагу и юридически, и технически.
.