ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ


Для оптимальной помощи маленьким пациентам специалисты детского дневного стационара ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер» используют «бригадный» метод работы. Как показывает опыт, данная тактика позволяет добиться высоких результатов.

Открытие детского стационара

image001.jpg

Ираида Геннадьевна СЕЛЕЗНЕВА

Главный внештатный психиатр Департамента Здравоохранения Тольятти, врач-психиатр высшей категории.

Показатель детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами растет, отмечают российские аналитики. С конца 90-х годов прошлого столетия он увеличился на 20–50%. Среди самых распространенных отклонений: повышенная агрессивность, депрессии, попытки суицидов. Медики связывают это с экономической нестабильностью как в стране, так и в каждой отдельной семье, стрессами родителей, которые, так или иначе, сказываются на детской психике, неблагополучной экологической ситуацией в регионах и многими другими факторами. А, учитывая, что отклонения наблюдаются во все более раннем возрасте, необходима своевременная диагностика и лечение в специализированных медицинских учреждениях. Но с открытием такого рода учреждений в России существовали трудности.

Так, детское отделение дневного стационара ПНД Тольятти было создано в 2001 году благодаря огромной инициативе группы специалистов и удачному стечению обстоятельств. При отсутствии нормативной базы функционирования стационаров данного уровня, экономических проблемах и сомнении в жизнеспособности проекта, открыть его было очень непросто. Тем не менее, проект был запущен. Стационар, рассчитанный на двадцать мест, разместился на территории городской поликлиники. Для создания благоприятной психотерапевтической среды стены кабинетов и холла оформили росписями по шелку, выполненными учениками художественной школы «Керамика» (профинансировано «Общественным фондом Тольятти»). Функционируют кабинеты врача-психиатра, психолога, логопеда, массажный и процедурный, а также игровая комната для детей младшего возраста (3–7 лет) и комната для групповых сеансов психотерапии и ЛФК. Помощь маленьким пациентам здесь оказывают «бригадным» методом.

«Бригадный» метод работы

В результате поиска оптимальной модели психиатрической помощи детям, учитывая, что «современная психиатрия исходит из многомерных моделей этиологии, которые и являются отправным пунктом для терапевтических вмешательств разного рода» (У. Трюсс, Германия, 1995 год), в стационаре начали внедрять «бригадные» формы работы с участием нескольких специалистов. Детей наблюдают: врач-психиатр (руководитель бригады), медицинский психолог, логопед, педагог-психолог, социальный работник-инструктор по восточной гимнастике, медицинская сестра-массажист.

«Бригадный» метод отличается от обычного поликлинического возможностью осуществления координированного, интенсивного, многомерного подхода к решению проблем психического здоровья и основан на равноправном участии медицинских работников в терапевтическом процессе. Все вновь поступившие дети обследуются врачом-психиатром, который ставит предварительный диагноз (позже он контролирует весь терапевтических процесс). Затем свои заключения о выявленных отклонениях выносят остальные специалисты. На основе полученных данных формулируется многоосевой диагноз.

При «бригадной» форме работы значительно возрастает эффективность немедикаментозных методов лечения. Коррекционная работа клинического психолога имеет разные векторы и формы, мишени и стратегии.

image002.jpg

С 2003 года в комплекс лечебных процедур включены занятия восточной оздоровительной гимнастикой «Нят-нам»

На еженедельных собраниях бригады разрабатываются задачи с точки зрения медицинского, психологического и педагогического подходов, составляются индивидуальные планы коррекции. При этом учитывается время обучения ребенка в школе, которую он продолжает посещать. Возможно введение ограничительного школьного режима, когда маленький пациент посещает меньшее количество уроков или имеет дополнительный выходной день, а также перевод на индивидуальное обучение. Расписание времени пребывания на территории службы предельно структурировано, не является обременительным для ребенка и удобно его родителям. Всестороннее наблюдение (с соблюдением принципа конфиденциальности определенных видов полученной информации) дает возможность делать выводы не только о наличии какого-либо психического заболевания, но и о проблемах развития, образовательном потенциале, социальных неурядицах и их влиянии на психологическую приспособляемость.

Необходимо подчеркнуть: при бригадной форме работы значительно возрастает эффективность немедикаментозных методов лечения, часто они становятся приоритетными. Так, коррекционная работа клинического психолога отделения имеет разные векторы и формы, мишени и стратегии. Все это определяется качеством, степенью нарушений и возрастом. Активно используется групповая терапия, где мишенью являются индивидуальные трудности каждого пациента. По форме она представляет собой сюжетную командную игру или театральную постановку, направленную на актуализацию трудностей и симптомов ребенка для дальнейшего их преодоления с помощью индивидуального и группового ресурсов. Для этого психологом активно используются игры и упражнения-«испытания».

Другим вектором групповой работы являются детско-родительские тренинги, корригирующие отношения в семье, дающие возможность взрослому осознать и принять собственную неэффективность, и работать над ней, приобретая новые, конструктивные способы взаимодействия. При обнаружении в процессе лечения несостоятельности воспитательской позиции родителей психолог и психотерапевт проводят семейные консультации, где выясняется проблемная зона и прорабатывается дальнейшая стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.

Индивидуальный подход

Поскольку пациенты отделения имеют возрастной диапазон от 3-х до 17-ти лет и различную психопатологию, то в ряде случаев психологические занятия носят индивидуальный характер. Они направлены, прежде всего, на коррекцию индивидуально-личностных особенностей ребенка в таких проявлениях, как страхи, аутистические тенденции, повышенная агрессивность и т. д.

Порядка 70% детей, пролеченных в данном отделении, обнаруживают тот или иной речевой дефект. Логопед проводит индивидуальные занятия с ребятами, имеющими отставание и патологию развития устной и письменной речи. Для пациентов с алалией занятия направлены на «растормаживание» речи и вывод из речевого дрейфа, обучение по-слоговому чтению. Детям школьного возраста с общим и системным недоразвитием речи, фонетико-фонематическими нарушениями проводится коррекция дисграфических и дисорфографических проявлений, что способствует преодолению негативного отношения к изучению русского языка и отрицательного отношения к школьному обучению. Дети с заиканием на логопедических занятиях обучаются приемам релаксации, работают над просодической стороной речи.

С 2003 года в комплекс лечебных процедур были включены занятия восточной оздоровительной гимнастикой «Нят-нам», сочетающей определенные последовательные движения тела, концентрацию внимания и дыхательные упражнения, эффективную при целом ряде пограничных расстройств у детей и в реабилитации пациентов с СДВГ.

Анализируя работу отделения за 2002–2006 годы, можно отметить тенденцию повышения общего количества пролеченных за год детей – с 204 человек до 253. Подавляющее большинство составляют непсихотические пограничные психические расстройства. Кроме этого отмечается увеличение оборота койки с 10,5 до 12,1 при внедрении «Бригадного метода», что отражает высокую интенсивность работы при сохранении ее качества. 

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×