ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ НАУКЕ


Клиническую онкологию конца 30-х годов прошлого века преследовали три беды: выявление опухолей в крайне запущенных стадиях, высокая послеоперационная летальность, отсутствие эффективных средств консервативного лечения. Решению стоявших перед онкологами задач должны были способствовать научные разработки морфологической диагностики опухолей. Эта тема и определила научные поиски одной из известных учениц профессора Льва Моисеевича РАТНЕРА Марии Петровны ГОРЮНОВОЙ. В конце прошлого года отмечался 115-летний юбилей ученого.

95.jpgМария Петровна ГОРЮНОВА

(30.08.1902 - 1993 гг.)

Авторитетный уральский онколог-морфолог, один из основоположников Свердловской онкогистологической школы, доктор медицинских наук, Отличник здравоохранения

Будущий ученый-онколог Мария Петровна Горюнова с отличием окончила женскую гимназию в городе Жиздрине Тверской губернии. После переезда семьи в Свердловск поступила на медфак Уральского университета. Диплом врача Мария Петровна получила в 1926 г. в Пермском университете, куда факультет был переведен после его закрытия в Свердловске. До того момента, как доктор Горюнова стала частью команды профессора Льва Моисеевича Ратнера, минуло десять лет. Эти годы прошли не напрасно. Мария Петровна набиралась врачебного опыта в лечебных учреждениях области. Возможно, работая врачом, а затем и заведующей родильным домом Камышловской райбольницы, она заинтересовалась проблемами злокачественных опухолей молочной железы и матки, которые дали начало ее научным изысканиям.

В 1930 г. в Институте физических методов лечения (позднее Уральский институт курортологии и терапии) по инициативе профессора Л. М. Ратнера была создана онкологическая клиника - первое научное учреждение такого профиля в Свердловске. Научным направлением клиники Лев Моисеевич определил проблему диагностических и технических ошибок при лечении больных со злокачественными опухолями. Он считал, что «свои собственные диагностические и хирургические ошибки, выявляемые обычно на вскрытиях, не нужно скрывать, а говорить о них широко и открыто с целью предупредить их в будущем менее опытными врачами».

Перед онкологами была поставлена задача перейти от теоретических изысканий, основанных на экспериментах, наблюдениях над профессиональными раками (кожа, мочевой пузырь) к научным разработкам морфологической диагностики опухолей. Исследования М. П. Горюновой, которую Лев Моисеевич пригласил в свою клинику в 1934 г., как раз касались этой темы.

В основу работы молодого ученого было положено изучение закономерностей метастазирования и прямого распространения злокачественных опухолей. Эти исследования с оценкой их клинического значения явились предметом кандидатской диссертации, защищенной в 1939 г. В дальнейшем Мария Петровна углубила эту проблему в направлении изучения особенностей метастазирова-ния рака желудка, легкого, молочной железы и матки. Овладев специальностью патологоанатома и патогистолога, перешла в патоморфологическую лабораторию института, не оставляя дел в клинике. В 1941 г. М. П. Горюнова была назначена заведующей этой лабораторией, где бессменно трудилась 32 года. В военное время продолжала научную деятельность, совмещая ее с работой в эвакогоспиталях города.

В 1954 г. М. П. Горюнова защитила докторскую диссертацию. Работу уральского ученого отличало стремление увязать патологоанатомические и клинические данные. Мария Петровна сумела показать, что при всей своей сложности распространение опухолей происходит не хаотически, а по вполне определенным законам. Только строжайший учет этих закономерностей может привести к эффективному лечению. В работах исследователя имеется много ярких примеров последствий незнания закономерностей метастазирования.

В апреле 1955 г. на областной онкологической конференции М. П. Горюнова выступила с яркой речью о роли патологоанатомической службы в онкологии. Поддерживая позицию своего учителя Л. М. Ратнера, она отметила, что вскрытие диагностических ошибок и их анализ имеют громаднее значение: «Не надо затушевывать или смягчать эти ошибки, которые могут быть допущены как клиницистами, так и патологоанатомами. Наоборот, их надо беспощадно, но объективно вскрывать на основе критики и самокритики, так как цель здесь одна - избежать их повторений в дальнейшем».

В медицинской среде очень ценили Марию Петровну Горюнову, как ученого и личность. Профессор А.Т. Лидский в речи по случаю ее ухода на заслуженный отдых признавался: «Я прекрасно понимаю, как тяжел был Ваш труд на протяжении многих лет. Ведь давая заключения на основе того, что Вы видели через окуляр, Вы делили с нами, практиками, всю тяжкую ответственность за диагноз, за жизнь больных. Вы всегда Вашей чуткой душой понимали нас, клиницистов, и делили с нами глубокие чувства тревоги. Мы ценим в Вас глубокое понимание лечащих врачей, наши тревоги и наши сомнения».

Доцент кафедры патологической анатомии СГМИ и близкая подруга Марии Петровны Ф. А. Абрамова отмечала такие ее качества, как высочайшую последовательность, тщательность, добросовестность, вдумчивость в исследованиях, которые «сформировали ее как крупного онколога-морфолога, определили ее огромный авторитет и трепетное уважение среди клиницистов и патологоанатомов».

Мария Петровна дожила до глубокой старости. Вся жизнь ее была посвящена науке. Музей отдал дань памяти настоящему ученому. По инициативе директора музея А. Д. Бальчугова на могиле Марии Петровны Облздра-вотделом был установлен памятник.

Традиции, высокий профессионализм, методики исследования, отличавшие гистологическую лабораторию, которой руководила М. П. Горюнова, передались коллективу лаборатории Областного онкоцентра, где работают ученики Марии Петровны и ученики ее учеников.

Елена Сабурова, по материалам Свердловского

областного музея истории медицины

.

Назад в раздел




Ближайшие мероприятия

×
×